Новые схемы освещения в КОМПАС-3D v17: рекомендации для деталей и сборок
« НазадВ предыдущих версиях КОМПАС-3D освещение трехмерной модели предлагалось в единственном варианте — одним источником. В версии v17 впервые появились альтернативные схемы: дополнительное освещение снизу, освещение тремя источниками, цветное освещение по осям системы координат.
При работе с 3D-моделью наше восприятие изделия ограничено: конструктор видит изображение только на плоском мониторе, когда сложно оценить реальные размеры изделия, почувствовать перспективу, текстуру. Вживую его можно было бы покрутить, рассмотреть со всех сторон. Отсюда возникает желание получить в CAD-системе изображение, максимально близкое к реальному. И освещение модели здесь тоже имеет значение.
Раньше в КОМПАС-3D при определенных настройках материала некоторые контуры сливались с самой моделью. Необходимо было сменить ориентацию источников освещения, подсветить нужный участок модели. Дополнив источник или передвинув его, мы избавляемся от неудобств. Так при разработке версии v17 появилась задача предложить новые схемы освещения, удобные для пользователей. При выборе вариантов мы не только изучили практику расположения источников света в CAD-системах, но и посмотрели шире, например, как ставится студийное освещение в фотографии.
В итоге в КОМПАС-3D v17 вошли четыре схемы освещения:
Освещение одним источником
Прежний вариант остался для тех пользователей, которые привыкли с ним работать и не испытывают неудобства. На примере показана насыщенная модель, с большим количеством мелких деталей, в некоторых местах видно затемнение.
Дополнительное освещение снизу
Рекомендуется для работы с деталями и установлено по умолчанию. Позволяет видеть модель без затемненных участков и неровностей, слегка придает рельеф. Изображение равномерно подсвечено, не содержит резких теней и переходов.
Освещение одним источником (слева) и дополнительное освещение снизу
Освещение тремя источниками
Рекомендуется для работы со сборками, когда необходимо видеть границы деталей. Схема призвана подчеркнуть рельеф деталей — выпуклости, вогнутости, которые помогут визуально отделить одну деталь от другой.
Освещение одним источником (слева) и освещение тремя источниками
Цветное освещение по осям СК
Здесь источники освещения по всем осям имеют тот же цвет, что и ось. Если грань перпендикулярна оси Y, она будет иметь только зеленый цвет. Грани, перпендикулярные оси X, будут красными, перпендикулярные оси Z — синими. Если грани не находятся под прямым углом к осям, то цвета смешиваются.
Такая схема освещения сделана, во-первых, для визуальной оценки кривизны поверхности. Второе её назначение — возможность в сложной сборке различить детали, расположенные под разными углами друг к другу, но по каким-либо причинам сливающиеся по цвету. Конструктор сможет качественно судить о параллельности и перпендикулярности деталей».
Настройка освещения 3D-модели имеет практическое применение при подготовке инструкции к эксплуатации изделия. Раньше в КОМПАС-3D источник освещения находился с одной стороны, и в ситуации, когда узлы/агрегаты/кнопки расположены с двух сторон изделия, на одной стороне они были видны хорошо, а на другой смотрелись затемненными. Приходилось разворачивать деталь в 3D вверх ногами, чтобы свет падал с этой же стороны, а потом склеивать изображения в фоторедакторе. В 17-й версии при освещении тремя источниками изделие видно нормально. Не нужно брать каждую деталь и выкручивать на ней освещение до максимума, а потом убирать его. Схема освещения назначается через Главное меню Вид или с помощью заданных пользователем «горячих» клавиш».
Статья подготовлена по материалам www.kompas.ru.
Поделиться: